Групповая динамика


Групповая динамика
[от греч. dynamis — сила] — а) весь комплекс интрагрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до «умирания» и окончательного распада как единой, целостной общности; б) название достаточно широкого и хорошо разработанного направления исследований малых групп с социально-психологических позиций, заложенного в США еще в середине XX века К. Левиным и его сотрудниками. К содержанию групповой динамики относятся практически все внутригрупповые процессы, с помощью которых традиционно описывается интрагрупповая активность: интрагрупповое структурирование, лидерство и руководство, межличностные конфликты, самоопределение личности в группе и групповое давление, формирование групповой сплоченности и совместимости, межличностная идентификация, интрагрупповое нормообразование и т. д. Все эти процессы и явления, а также подробно описанные в специальной литературе характеризующие особенности их протекания, социально-психологические феномены и эффекты в решающей степени определяются как спецификой внешних обстоятельств жизнедеятельности конкретной общности, так и двумя универсальными, характерными для любой малой группы внутренне противоречивыми векторами ее развития — групповой интеграцией и групповой дифференциацией. Если говорить о тенденции группового развития, традиционно обозначаемой как интеграция, то необходимо иметь в виду тот факт, что эта «линия» интрагрупповых социально-психологических процессов, по сути дела, напрямую направлена на формирование и становление ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства группы, не на невилировку индивидуальных мнений членов общности по всем вопросам, а на достижение и упрочение их подлинной сплоченности, прежде всего, по поводу жизненно значимых для малой группы проблем и задач. Понятно, что подобный фон межличностной сплоченности и совместимости во многом обеспечивает высокий уровень устойчивости и стабильности сообщества, позволяет не только определять эффективную тактику его актуальной жизнедеятельности, но и адекватно решать вопросы его перспективного развития. Что касается тенденции дифференциации, то данный вектор протекания внутригрупповых социально-психологических процессов обусловлен спецификацией и иерархизацией межличностных взаимосвязей в рамках взаимодействия и общения членов группы, закономерным статусным и ролевым расслоением, сложностью композиции сообщества. Совершенно очевидно, что, будучи конструктивно сбалансированы, и интеграция, и дифференциация как глобальные групповые тенденции развития «работают», прежде всего, на становление и упрочение общности. В то же время, как правомерно считают специалисты в области психологии малых групп, «сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы, предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как последовательного восхождения группы на более высокий уровень развития группы, так и обратного движения» (А. И. Донцов).

Вряд ли требует специальных доказательств тот факт, что отслеживание и корректировка данного процесса является одной из основных и одновременно наиболее сложных задач практического социального психолога. Динамический подход К. Левина представляет собой достаточно надежное и универсальное средство ее решения.

С точки зрения К. Левина, «основной инструмент анализа групповой жизни — это представление группы и ее окружения о качестве “социального поля”. Социальные процессы и события рассматриваются как происходящие внутри множества сосуществующих социальных целостностей (групп, подгрупп, членов групп, барьеров, каналов коммуникации и т. д.) и являющихся продуктом этих целостностей. ... Все происходящее внутри такого поля зависит от распределения в нем разного рода сил. Чтобы предсказывать какие-либо события, мы должны уметь определять величину и направление результирующих сил для различных точек поля. ... Однако некоторые аспекты социальных проблем могут быть проанализированы с помощью другого аналитического инструмента, называемого “фазовым пространством”. Фазовое пространство — это система координат, каждая из которых отражает интенсивность одного “свойства”. Фазовое пространство не претендует на роль картины поля, состоящего из групп, индивидов и их экологического окружения, но концентрируется на одном или нескольких факторах. Оно представляет (посредством графиков или уравнений) количественные отношения между этими несколькими свойствами, переменными, аспектами поля или какого-либо события в нем»1.

Если применить такой способ редукции к проблеме движения группы в пространстве «интеграция — дифференциация», легко заметить, что наиболее значимыми в данном контексте переменными будут групповая сплоченность и групповое напряжение.

Под групповой сплоченностью (интеграцией) понимается один из базовых процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Она является результирующей действия сил, которые влияют на членов группы, побуждая их оставаться в группе и любой ценой сохранять ее.

Динамической характеристикой, противоположной групповой сплоченности, является групповое напряжение.

Групповое напряжение (дифференциация) понимается как следствие противоречия между личными интересами и жестко детерминированной необходимостью иметь в виду потребности остальных членов группы и группы в целом, а также соблюдать групповые нормы и следовать групповым традициям. Оно, также связано с внутренним напряжением каждого индивида, что является следствием подсознательных влечений, потребностей и опытом предыдущего развития личности.

Практически в каждой группе на всех этапах ее жизненного цикла, действуют факторы, усиливающие как сплоченность, так и напряжение.

Основными факторами, «подпитывающими» групповую сплоченность, являются следующие: удовлетворение личных потребностей участников как актуальных, так и потенциальных; симпатия между членами группы; стремление к членству, включая усилия, приложенные для попадания в группу; комфортная атмосфера внутри группы; престиж группы; групповая деятельность; соперничество с другой группой; наличие внешнего давления или угрозы; наличие в группе девианта; определенная и одобряемая структура неформальной власти в группе, ее кооперация и совместимость с официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).

С другой стороны, к факторам, «подпитывающими» групповое напряжение, обычно относят: агрессивное поведение членов группы; деструктивные способы коммуникации (двойные послания, подтексты и т. п.); неадекватное поведение лидера; отсутствие ясно сформулированной цели; дефицит ресурсов (некомпетентность); дефицит информации (неизвестность и неопределенность); неопределенность и слабую легитимность распределения неформальных властных полномочий в группе; конкуренцию между сложившейся структурой неформальной власти в группе и официальной властной иерархией (внутри и вовне группы).

Легко заметить, что, хотя факторы, усиливающие групповую сплоченность и групповое напряжение, не находятся в прямой и непосредственной взаимосвязи, усиление одних приводит к снижению влияния других и наоборот. При этом, решая задачу повышения групповой сплоченности, практический социальный психолог обязан принимать во внимание, что наличие группового напряжения — это необходимое условие динамики развития группы. Полное доминирование факторов сплоченности неизбежно приводит к стагнации. При критически низком уровне напряженности участники «могут создать из группы своеобразный оазис, противопоставляемый внешней окружающей действительности».

«Сплоченность и напряжение, собственно говоря, не являются противоположными терминами и понятиями. Противоположность сплоченности — это отсутствие сплоченности; напряжения — расслабление, разрядка, раскованность. В групповой динамике, тем не менее, их можно рассматривать как силы, действующие друг против друга. При этом они имеют важное положительное значение, если находятся в динамическом равновесии»1. Однако данная формула нуждается в существенном уточнении. С точки зрения эффективного функционирования, важен не только динамический баланс между сплоченностью и напряжением, но и уровень этого равновесия. Если сплоченность и напряжение одинаково низки, то группа будет существовать как формальное и недееспособное сообщество. Классическим примером такого рода были многие из «первичных комсомольских ячеек» в советских школах и институтах, собиравшиеся раз в год для очередных перевыборов «актива». Для полноценного развития и эффективного решения содержательных проблем баланс сплоченности и напряжения в группе необходимо поддерживать на достаточно высоком уровне.

Кроме того, соотношение «интеграция — дифференциация» само по себе является хотя и во многом определяющим, но явно недостаточным критерием для оценки уровня группового развития. Действительно обоснованный вывод такого рода можно сделать, введя еще как минимум одну переменную, например, «просоциальность-асоциальность».

С точки зрения теории групповой динамики, развитие группы представляет собой последовательность ряда универсальных стадий, характеризующихся сконцентрированностью на определенных динамических процессах. В современной социальной психологии обычно выделяется пять таких стадий: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.

Первая динамическая стадия характеризуется обычно преобладанием сплоченности над напряжением (в противном случае, группа, скорее всего, попросту не «состоится») и сконцентрированностью участников на конкретизации целей совместной деятельности. При этом параллельно идет процесс формирования первичной неформальной структуры группы. Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае такая структура будет отличаться определенным своеобразием. Вместе с тем она с достаточным основанием может быть сведена к универсальной трехчленной формуле: «герой» — «антигерой» — «электорат».

Практически в любой группе на первой динамической стадии очень быстро выделяется неформальный лидер. Как правило, такое «назначение» в значительной степени является результатом действия механизма проективной идентификации, то есть неформальным лидером оказывается человек, в чем-то отвечающий бессознательным архаичным образам «идеального героя» большинства членов группы.

Точно таким же образом, но уже вследствие негативных проекций определяется «антигерой», часто называемый в работах по групповой динамике «козлом отпущения». При этом необходимо учитывать, что так же, как многие люди сознательно стремятся в лидеры и соответствующим образом выстраивают свое поведение, нередко встречаются индивиды, сознательно провоцирующие негативное к себе отношение. Таким путем они пытаются получить специфические, но вполне реальные психологические «бонусы», связанные с положением «униженных и оскорбленных».

Эти три роли — лидер или «герой», антигерой, или «козел отпущения» и, наконец, «электорат», или основная масса участников, которая, собственно, и производит данные неформальные назначения (в отечественной традиции они обычно обозначаются как среднестатусные члены группы) являются базовыми социально-психологическими ролями, взаимодействующими в любой группе на первой стадии ее функционирования.

Вторая стадия группового развития характеризуется резким смещением динамического баланса «сплоченность — напряжение» в сторону последнего и сконцентрированностью участников на межличностных отношениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в процессе реального взаимодействия происходит постепенное разрушение «фантомов», связанных с распределением базовых ролей на первом этапе. Иными словами, реальной подоплекой многочисленных межличностных конфликтов, возникающих на данной стадии, как правило, является вопрос о власти и месте каждого участника в неформальной групповой иерархии.

В таких условиях критической ошибкой социального психолога является попытка настраивать людей на сотрудничество через апелляцию к чувству ответственности и использование техник усиления групповой сплоченности. Наиболее целесообразными в данной ситуации являются действия, направленные на перевод конфликта в открытые формы и с последующей работой по его разрешению. В результате на смену концентрации на подлинных и мнимых противоречиях приходит понимание того, что между участниками и сложившимися подгруппами есть реальные различия и, одновременно, есть потребность во взаимодействии. В связи с этим актуализируется предметная задача создания механизма совместной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности каждого члена команды. В логике решения данной задачи приходит осознание проблем, связанных со сложившейся неформальной структурой группы и необходимости перераспределения влияния и власти в группе на более рациональных и легитимных началах, нежели это было на предшествующей стадии группового развития.

Третья динамическая стадия характеризуется балансом сплоченности и напряженности на достаточно высоком уровне и сконцентрированностью участников на нормирование деятельности группы. На данной стадии фактически заново формируется интрагрупповая структура уже на рациональных и отчетливо рефлексируемых всеми членами сообщества основаниях. При этом, как правило, происходит фактическая интеграция формальной и неформальной власти в группе. Кроме того, формулируются четкие нормы, регламентирующие внутригрупповое взаимодействие, персональную ответственность за соблюдение которых принимает на себя каждый из членов группы.

На четвертой стадии группового развития сплоченность преобладает над напряжением, но последнее сохраняется на достаточно высоком уровне. Группа на данной стадии сконцентрирована на решении предметных задач, ориентированных на достижение общей цели. Важно понимать, что данная стадия жизненного цикла группы ни в коей мере не является бесконфликтной. Другое дело, что конфликты не носят здесь преимущественно личностный характер и, как правило, связаны с различием подходов к решению общей задачи.

Пятая, завершающая стадия характеризуется постепенным снижением уровня баланса «сплоченность-напряжение» и сконцентрированностью на «отделочных работах», связанных с общей целью, а также на ритуальных и эмоциональных аспектах завершения жизненного цикла группы.

Практический социальный психолог, оценивая потенции развития сообщества, жизнедеятельность которого он курирует, в первую очередь, должен определить, насколько соотнесены и сбалансированы в функционировании группы тенденции интеграции и дифференциации с тем, чтобы не допустить неадекватного превалирования одного вектора развития над другим. В противном случае никакая конструктивная психологическая программа поддержки и сопровождения попросту не может быть выстроена, так как избыточная мощность процессов дифференциации приведет к потере единства и целостности сообщества, а превалирование процессов интеграции — к стагнации и к потере вариативных способов взаимодействия малой группы с социальным окружением.


* * *

одно из направлений социально-психологических исследований на Западе, изучающее структуру и феноменологию малых групп.


* * *

Большинство исследователей различают IV стадии развития группового процесса, причем первые три из них считаются догрупповыми (подготовительными). Один из авторов (Schutz, 1958) выделяет следующие фазы и стадии.

I. Ориентировка и зависимость. На фазе ориентировки члены группы присматриваются друг к другу, желая понять, что хочет от них ведущий, о чем вообще идет речь, как это может им помочь, кто и каким образом реагирует на ситуацию. В этом периоде высоки тревожность, неуверенность, что проявляется видимыми признаками вегетативной реакции и двигательными паттернами. Высока степень зависимости от руководителя группы и других членов. На фазе зависимости члены группы испытывают большое стремление к включению в групповое взаимодействие. Члены группы запрашивают инструкции, информацию, полагают, что «спасение» находится в руках терапевта. Постепенно формируется чувство принадлежности к группе и появляется желание устанавливать отношения. Характерны большие паузы молчания, так как не находят предмета обсуждения, что увеличивает напряжение в группе. В этой фазе участники могут частично раскрывать свои проблемы, а другие давать советы. Советы исходят из общепринятых норм и суждений, отсутствует иррациональная сторона вопроса, связанная с эмоциональным состоянием участника. В этой фазе сами члены группы испытывают страх прикосновения к чувственной стороне переживаний, неудовлетворены такой практикой взаимодействия, недооценивают свои возможности по исследованию проблем и обращаются за помощью к терапевту, наделяя его родительскими функциями (механизм переноса).

II. Развитие. Это стадия нарастающих негативных эмоций, агрессивная фаза. Проявляется соперничество, стремление к власти, лидерство. Происходит структуризация группы.

Если руководитель группы не помогает в этом процессе, то возникает фрустрация. Критикуются метод, цели, высказываются сомнения в достижении цели и возникает фаза, когда группа начинает освобождаться от влияния руководителя (где стиль демократичный или потворствующий). К концу второго этапа группа должна достичь зрелости и единства.

III. Групповая сплоченность. Группа готова взять на себя ответственность за все, что происходит в круге. Но не всегда это движение реалистично. Группа обходит острые углы, не разрешает конфликты. Затем группа должна осознать, что без негативных эмоций невозможно движение вперед.

IV. Сознание того, что агрессия и другие негативные эмоции могут стать движущей силой, продуктивной. Но группе не хватает технических возможностей. Привлекают руководителя. Теперь члены группы не уходят ни от одной ситуации. Центральной темой является разговор о себе, своих проблемах, о других членах группы с открытым выражением чувств. Вскрываются тонкие, подспудные механизмы переживаний, ведущие к возникновению проблем, анализируются неадекватные стереотипы восприятия и поведения, продуцируются новые способы поведения. В этой фазе терапевт активно работает с другими членами группы: направляет обсуждение в нужное русло, применяет разные технические приемы, обращает внимание участников на скрытые психологические механизмы, применяет технику «стопкадр», критикует, отстраняется от того или иного участника, сочувствует, поощряет, восхищается, т. е. никак не остается равнодушным к члену группы и проблеме.

Существуют разные тактики поведения терапевта на разных фазах групповой динамики. Так, в 1й фазе динамики терапевт никак не реагирует на ожидания клиентов, повышая тем самым напряжение в группе. Во 2й фазе раскалывает и конфронтирует, казалось бы, сложившуюся группу. Это фаза наибольших колебаний в сторону распада группы. В 3й фазе группа работает самостоятельно, и психотерапевт помогает ей в работе.

Другие терапевты не считают возможным ввергать группу в такие испытания. Терапевт помогает сплочению группы, организовывает процесс и, по мере возрастания активности членов группы, постепенно уходит в наблюдатели.



* * *
(...от греч. dynamis — сила) — совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Г. д. относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений; нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты, групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т. е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. Эти изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой деятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию межличностных взаимоотношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая проявляется в неизбежно сопутствующих любой коллективной деятельности специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношении образующих группу людей. Сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер развития малой группы, возможность как последовательного восхождения группы на более высокий уровень развития, так и обратного движения.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "Групповая динамика" в других словарях:

  • Групповая динамика — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis   сила)  процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая… …   Википедия

  • групповая динамика — (от греч. dynamis сила) совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА —         область социальной психологии, исследующая совокупность психологич. процессов, происходящих в малых группах.         Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в… …   Философская энциклопедия

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — 1) обозначение определенного направления исследования малых групп в социальной психологии (школа К. Левина); 2) обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в… …   Глоссарий по политической психологии

  • групповая динамика — grupės dinamika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vyksmai mažoje žmonių grupėje; grupės narių sąveikos vyksmas: narių susipažinimas, asmenybės ir kitų svarbių problemų nagrinėjimas, pagalba vieno kitam, artimų ryšių susidarymas …   Sporto terminų žodynas

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА —         Совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад, называется Г. д. Иначе… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — (group dynamics) процессы, включенные в интеракции внутри социальных ГРУПП. Социология сосредоточилась в основном на смещении моделей напряженности, конфликта, корректировки и сплоченности внутри групп, а также на стилях руководства. Наиболее… …   Большой толковый социологический словарь

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — 1. Вообще – любые и все коллективные взаимодействия, имеющие место внутри группы. 2. Изучение групп, в котором акцент делается на динамические, внутригрупповые процессы, такие как власть, смена власти, лидерство, формирование группы, способы… …   Толковый словарь по психологии

  • ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

Книги

Другие книги по запросу «Групповая динамика» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.